Таинство Причастия установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом на Тайной вечери — последней трапезе Спасителя со Своими учениками, святыми апостолами, в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу, распятием и крестными страданиями. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28). Причащаясь, мы соединяемся со Христом и становимся одним телом и одной кровью с Ним, получаем залог будущей жизни. Если говорить приземлено, низводя эту величайшее Таинство до обыденного образа, то мы вполне можем сравнить Причастие с «кормлением» души, которое ей необходимо после «рождения» в Таинстве Крещения. И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца дней своих, так и Крещение бывает лишь раз в жизни, а к Причастию нам следует прибегать регулярно и, как можно, чаще.
Однако участие в Таинстве Причастия требует соответствующей подготовки. Апостол Павел ясно заповедует: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего, и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11: 28–29). Значит, в первую очередь необходимо испытать свою совесть, исследовать себя. Помолившись, нужно поразмыслить и постараться дать себе отчет, честный и нелицемерный, насколько наши грехи позволяют нам приступать ко Святому Причащению. Но необходимо при этом помнить одну очень важную вещь! Божественное причастие не есть награда для тех, кто не грешит, но есть укрепление грешников, которые подвизаются для изменения себя во Христе. Мы причащаемся не потому, что действительно достойны, а для того, чтобы стать достойными. И если человек старается вести внимательную духовную жизнь, совесть обвинит его многократно, обвинит в тысячи прегрешениях. Так что же делать? Идти на исповедь.
Исповедь – это отдельное, установленное Церковью, Таинство. Ни в коем случае нельзя относиться к нему, лишь как к формальной преградой перед Причастием, как говориться: лишь бы что сказать! Исповедью чистой и искренней душа смиряется и очищается, исповедью в душу радость входит, исповедью дьявол посрамляется.
Готовясь ко Причастию, надобно настроить свою душу на особый лад, привести её в состояние благоговения перед Святыми Дарами, помнить о своем недостоинстве. Церковью установлен особый чин, составленный из молитвенных текстов святых отцов, который так и называется: «Последование ко Святому Причащению». Это правило есть практически в любом молитвослове. Точный же объем чтения этих молитв желательно обсудить с тем священником, к которому человек обращается за советами в своей духовной жизни.
И наконец, пост. Телесный пост (добровольная посильная жертва человека, связанная с пищей) совместно с молитвой приводит душу в соответствующее состояние перед принятием Святых Христовых Тайн. Также постясь, человек научается самопонуждению к аскезе, без которой настоящая христианская жизнь вряд ли представляется возможной. В практике Церкви принят строгий пост, т.е. абсолютный отказ от воды и пищи, с полуночи до момента Причащения (это, конечно же, не может распространяться на людей больных, которым требуется обязательное ежедневное принятие лекарств). Помимо этого, ревностные христиане стараются выдерживать ещё и трёхдневный пост перед принятием Таинства Причастия. Особенно же на него следует обратить внимание тем, кто приступает к чаше со Святыми Дарами нерегулярно, от случая к случаю, к тому же жизнь духовную проводят невнимательную, а обязательные посты, установленные Церковью, не соблюдают вовсе, или же спустя рукава. И всё же меру евхаристического поста, как и меру молитвенного правила, следует определять с духовником.